Группы

Обучение рассказыванию одним из основных способов  обучения детей  связной речи,  является рассказывание.

Обычно выделяют следующие виды рассказывания:

  • рассматривание и описание игрушек и предметов;
  • рассказывание по картине при помощи наводящих вопросов;
  • самостоятельное составление рассказов по картинкам;
  • придумывание продолжения историй или рассказывание о том, что предшествовало им;
  • рассказывание о чем-то из личного опыта.

Обучение детей творческому рассказыванию начинается с описанной выше подготовительной работы, которая способствует приобретению речевых навыков и помогает им самостоятельно выбирать развитие сюжета. Дети учатся выстраивать предметно-логические связи, определенную композицию, подбирать нужные слова.

Творческое рассказывание

Под творческим принято понимать рассказывание по предложенным сюжетам. В творческих рассказах детям предлагается описывать вымышленные ситуации, которых на самом деле не было. Дети самостоятельно придумывают сказки или рассказы, выбирая нужные образы и ситуации в рамках заданной педагогом темы.

Методика обучения дошкольников творческому рассказыванию включает сочинение творческого рассказа, приступая к которому, дети могут ориентироваться:

  • На реальные предметы или картины (Что случится дальше на картинке? Какая история может произойти с игрушечными зверушками?).
  • На словесную инструкцию (сочинить рассказ о том, как щенок помог котенку).

Желательно предложить детям разделить рассказ на две части: вначале рассказывать о том, что есть на самом деле, а потом уже пофантазировать или что-то вспомнить.

Малышей средней группы учат правильному пересказу услышанных историй и сказок, точному описанию предметов и природных объектов.

Дети старшей группы учатся сравнивать предметы между собой, рассказывать по памяти, составлять рассказы по картинкам, проявляя свою фантазию.

Сочинения-рассказы по воображению. Обучающие приемы

Чтобы научить детей творческому рассказыванию, нужно доходчиво объяснить им, что означает слово «придумайте». Здесь помогут такие средства:

  • сравнение придуманных и реальных рассказов детей на одинаковую тему;
  • внесение в рассказ из личного опыта придуманной детали или ситуации.

Творческое рассказывание в детском саду включает методы, помогающие развитию воображения:

  • Перед выполнением задания воспитатель предлагает разные варианты событий одной истории, затем дети, отталкиваясь от предложенных ситуаций, придумывают свои собственные.
  • Дети завершают историю, которую начинает рассказывать воспитатель; при этом предлагаемая ситуация должна быть «открыта» для разнообразных концовок.
  • Героям рассказа дается голос – включается прямая речь.
  • История рассказывается применительно к лицу автора – мальчика или девочки.

Развивая речь ребенка, взрослые тем самым развивают его мышление.

Чтобы дети смогли понять смысл истории, которую им нужно рассказать, воспитатель помогает им ориентироваться в системе сложившихся в ней отношений:

  • место действия (где это происходит?);
  • время (когда?);
  • цели героев (зачем они делают что-либо?);
  • порядок событий (что за чем следует?);
  • анализ причин и следствий (почему из одного вытекает другое?).

Когда содержание становится понятным, воспитатель предлагает детям придумать рассказ по заданному  образцу или плану.

Под образцом рассказа понимается доступное для детей обобщенное описание предмета или события. Иногда достаточно бывает «частичного» образца: когда предлагается начало и конец истории. Такой прием используется, чтобы закрепить навыки рассказывания, а также для показа возможных вариантов творческого подхода.

План состоит, как правило, из двух-трех наводящих вопросов, которые определяют содержание рассказа и последовательность событий. План помогает решить творческую задачу, давая пищу воображению и мышлению.

Творческое рассказывание в подготовительной группе может опираться  также на моделирование. В качестве модели применяется схема, в которой отражена структура выбранного предмета и отмечены его наиболее важные качества.

Чаще всего в качестве модели используется круг, состоящий из трех частей: зачина истории, основной части и завершения. Модель можно использовать, чтобы демонстрировать структуру предлагаемого для рассказа текста, а впоследствии – для наглядной подсказки при сочинении собственного рассказа.

Тематика творческих рассказов

Обучение детей творческому рассказыванию необходимо сочетать с ознакомительными беседами о правилах поведения. При выборе темы для рассказов по воображению, нужно ориентироваться на основные цели и задачи воспитания, делая акцент на этичности поступков вымышленных персонажей. В то же время не стоит забывать о доступности и привлекательности выбранной тематики.

Можно также сочинять с детьми стихи, небылицы; придумывать загадки и считалочки. Детям они очень нравятся.

Результаты детского творчества можно оформлять в виде книжек и потом перечитывать их. В книжки можно помещать и рисунки детей, иллюстрирующие их авторские тексты. В общем, здесь открывается большое поле для творчества самого воспитателя.